Меру наказания виновнику ДТП со смертельным исходом определяет суд с учетом конкретных обстоятельств дела, руководствуясь ст. 264 УК РФ. Полностью избежать ответственности можно только в случае гибели самого виновника или в случае его примирения с близкими родственниками погибшего. В иных ситуациях играют важную роль отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Наказание виновника аварии, в результате чего погиб один или несколько человек, следует после проведения расследования, в ходе которого необходимо доказать наступление смерти именно при столкновении, а не трагическом стечении обстоятельств. Если выяснится, что в ходе аварии смерть пешехода наступила из-за сердечного приступа, а не от причиненных травм, водитель не будет признан виновным. Автотехнический эксперт даст заключение о том, мог ли водитель предупредить дорожное происшествие, с какой скоростью двигался автомобиль. Если авария была неизбежной, водителя нельзя привлечь по ст. 264 УК РФ. Рассмотрим подробнее, какую ответственность несет водитель при ДТП со смертельным исходом.
Действия на месте аварии, которые влияют на наказание
Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает при наличии объективной возможности у водителя заметить опасность, технической возможности избежать столкновения. Судебный орган устанавливает связь между совершенным правонарушением и смертью пострадавшего. Выявляют эту взаимосвязь судебные медики-эксперты, которые оформляют результаты своих исследований в форме акта. Сотрудники правоохранительных служб опрашивают очевидцев ДТП, проводят технический анализ ТС для определения параметров, влияющих на возможность справиться с управлением автомобилем.
Важную роль в расследовании играет трасологическое исследование, когда эксперты тщательно изучают следы на автомобильной дороге, по которым определяется скорость движения ТС, месторасположение автомобиля на момент обнаружения препятствия или неисправности, ставшей причиной ДТП. Исследование проводят сотрудники специализированных лабораторий на основе фотографий, сделанных сотрудниками ГИБДД на место аварии.
Для выяснения причин снижения реакции человека, возможности предотвращения происшествия, анализируется психологическое состояние водителя на момент аварии и его поведение. Результаты экспертиз могут повлиять на судебное решение. Аналогичную процедуру проводят при участии в ДТП пешеходов.
Когда нарушение ПДД квалифицируется как преступление?
Если суд установит, что смертельный исход наступил в связи с несоблюдением потерпевшим ПДД (например, ехал на мотоцикле без мотошлема, не использовал ремни безопасности), эти обстоятельства могут учитываться судом как смягчающие. В случаях, предусмотренных п. 2.1.2 ПДД, водитель обязан принять меры к обеспечению безопасности пассажиров.
При наличии доказательств, что у виновного лица имелись умышленные намерения причинить вред, то смерть будет квалифицирована как убийство, совершенное при помощи автомобиля. За такое ДТП со смертельным исходом предусмотрено по ст. 105 УК РФ наказание от 6 до 15 лет тюрьмы.
Однако наиболее распространенной причиной является лишение жизни по неосторожности, при котором имелась в наличии возможность предвидеть последствия, но по небрежности и преступному легкомыслию виновное лицо не предприняло действий для предотвращения трагедии или предприняло не достаточные действия для этого.
К виновному лицу может также применяться ст. 125 УК РФ, если оно осознает, что потерпевший жив и нуждается в посторонней помощи, срочном медицинском вмешательстве, но не предпринимает попыток помочь ему. Причинитель вреда в данном случае отвечает за оставление человека в опасности.
Ответственность водителя
Судебно-следственная практика свидетельствует, что многих смертельных исходов можно было бы избежать благодаря своевременно оказанной медицинской помощи.
Но даже если потерпевший умер на месте ДТП в результате аварии, то это еще не говорит об отсутствии преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ. Водитель не должен оценивать, сколько осталось жить потерпевшему, ему следует оказать помощь в зависимости от ситуации и вызвать скорую помощь. Констатировать факт смерти у потерпевшего полноправны только медицинские работники. Только после фиксации факта смерти работниками скорой помощи, можно говорить об исключении ответственности по ст. 125 УК РФ, поскольку отсутствует объект преступления - жизнь и здоровье человека.
ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом
Если погибли люди, переходящие дорогу, всегда виноват водитель, который не пропустил их и совершил наезд. Даже если автомобиль начал движение на зеленый свет, а пешеход не успел перейти дорогу, будет виноват водитель ТС. Пешеход станет виновным только в одном случае - когда водитель не мог при всем желании предотвратить столкновение.
Пешеходы могут пересекать дорожное полотно не только в установленном месте, но и на любых других ее участках, если:
- отсутствуют ограждения, разделительная полоса;
- совершается переход под прямым углом к краю дороги;
- дорога по обе стороны хорошо просматривается;
- не видно просторов и перекрестка с места предполагаемого пересечения дороги.
Водитель обязан убедиться в том, что потерпевший уже не нуждается в помощи. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ:
- моментом смерти человека является момент смерти его мозга или биологической смерти (необратимой гибели человека);
- смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких;
- диагноз смерти мозга человека устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В составе консилиума врачей должны присутствовать анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей;
- биологическая смерть устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений;
- констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Если виновник аварии полностью признал вину, и разбирательство проходит по упрощенной процедуре без вызова свидетелей, назначенное судом наказание не может превышать 2/3 от максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ.
Наказание по статье 264 УК РФ
Согласно данной норме может быть применена одна из следующих мер наказания:
- принудительные работы сроком от 4 до 5 лет. Дополнительное наказание к этому виду мер ответственности является лишение права занимать какие-либо должности или заниматься определенными видами деятельности на срок не более 3 лет;
- лишение свободы на срок до 9 лет.
Срок за ДТП со смертельным исходом в пьяном виде
На практике почти 1/3 всех пьяных водителей, виновных в ДТП со смертельным исходом, не получают реального срока наказаний, а отсутствие в ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ нижней границы сроков для назначения наказаний приводит к тому, что почти 60% всех преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не соответствующие тяжести наступивших последствий.
От каких факторов зависит срок?
Срок зависит от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. При наличии смягчающих обстоятельств, срок лишения свободы может быть заменен условным наказанием, предусматривающим определенный испытательный период согласно ст. 73 УК РФ.
Если потерпевший действовал умышленно, например, бросился под колеса автомобиля ради самоубийства, владелец ТС не будет отвечать за последствия аварии. Освобождение от ответственности за причинение вреда также наступает, если причиной ДТП с летальным исходом является непреодолимая сила, или третьи лица незаконно завладели автомобилем. Полностью избежать уголовной ответственности можно, примирившись с родственниками погибших и выплатив им компенсацию.
Возможные варианты наказания
К возможным видам наказания виновного лица за дорожную аварию с летальным исходом относятся уголовная, административная и гражданская ответственность.
Административная ответственность по ст. 12 КоАП заключается в:
- наложении штрафа за нарушение правил ПДД;
- лишении права управления ТС на срок до 3 лет.
Гражданская ответственность
Для водителя, виновного в ДТП со смертельным исходом, наступают также иные негативные последствия. Гражданская ответственность заключается в обязанности компенсировать материальный ущерб и моральный вред (ст. 1064, 1100 ГК РФ). Если виновником дорожного происшествия с летальным исходом является несовершеннолетнее лицо, одновременно к ответственности привлекаются его законные представители-родители, опекуны, попечители, усыновители.
Ответственность работодателя
Ущерб должен возмещать виновник происшествия. Но создавшаяся ситуация могла возникнуть не по вине водителя, а в связи с неисправностью служебного авто, которым он управлял. Работник, выполняя свои трудовые обязанности, мог попасть в аварию на рабочем ТС, тогда отвечать за вред придется организации, которой принадлежит автомобиль. В этом случае ответственность работодателя за ДТП со смертельным исходом или без него наступает по ст. 1068, 1079 ГК РФ. Ответчиком в суде является юрлицо. Но если в дорожном происшествии виноват водитель, например, при управлении автомобилем были проигнорированы ПДД и произошла авария, ущерб возмещать придется именно ему.
Для решения правовых проблем, связанных с ДТП, мы рекомендуем связаться с опытными юристами через наш портал или по указанному телефону.