Левый поворот связан с пересечением встречной полосы движения и требует от водителя повышенного внимания. Что должен знать участник дорожного движения, чтобы свести к минимуму риск ДТП на перекрестке при повороте налево или развороте? Кто виноват в дтп при повороте налево?
ПДД при повороте налево
Приближаясь к перекрестку для совершения маневра, водитель должен заблаговременно перестроиться и занять крайнее левое положение на своей полосе движения. Непосредственно перед перекрестком включается сигнал левого поворота.
Правила проезда перекрестков зависят от того, является перекресток регулируемым или нерегулируемым.
Регулируемые перекрестки оснащены:
- светофором,
- регулировщиком движения.
Остальные перекрестки нерегулируемые.
Правила разъезда ТС на нерегулируемом перекрестке
При пересечении такого перекрестка водителю следует помнить два правила: приоритет дороги, на которой он двигается, и требование к отсутствию помехи с правой стороны.
Дороги бывают главными и второстепенными.
В населенных пунктах и на оживленных трассах главную дорогу обозначает специальный знак.
Иногда ему сопутствуют дополнительные знаки, указывающие направление главной дороги.
На второстепенной дороге этому знаку соответствует знак «Уступи дорогу».
При отсутствии знаков дороги различаются по характеру покрытия. Главной будет дорога с улучшенным покрытием. ТС, находящееся на главной дороге, может первым пересечь перекресток.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог могут отмечаться таким знаком.
На таком перекрестке, сворачивая налево, водитель должен помнить следующее:
- справа не должно быть помехи движению,
- следует пропустить ТС, движущиеся из встречного направления прямо или направо, а также ТС, движущееся в попутном направлении прямо.
Правила пересечения регулируемых перекрестков
Светофор отменяет действие знаков «Главная дорога» и «Уступи дорогу». При работающем на перекрестке светофоре следует руководствоваться его сигналами, при отключенном - дорожными знаками.
Начать движение можно при включении зеленого разрешающего сигнала, но перед этим следует пропустить ТС и пешеходов, заканчивающих движение на перекрестке.
Если перекресток регулируется одним трехцветным светофором, включение на нем разрешающего сигнала запускает движение в двух встречных направлениях. Машине, поворачивающей налево, нужно пересечь полосу встречного движения, по которой уже началось движение транспорта.
Оживленные перекрестки оснащают комплексом светофоров. Обычный трехцветный дополняют секцией со стрелкой, указывающей направление поворота.
Специальный светофор устанавливается для пешеходов. При включении на нем разрешающего сигнала, проезд для транспорта запрещается во всех направлениях.
Допускается одновременный разъезд двух машин из встречных потоков, совершающих левый поворот. Присутствие на перекрестке регулировщика отменяет действие знаков и светофора. Левый поворот допускается, когда регулировщик стоит к подъезжающему ТС левым боком с вытянутой правой рукой. На регулируемом перекрестке запрещен обгон.
ДТП на перекрестке при повороте налево
Ситуация: одна из машин начала выполнять поворот, а идущая за ней - обгон. В Правилах содержаться нормы, в соответствии с которыми запрещено обгонять автомобиль с включенными на нем сигналами поворота и одновременно запрет на создание препятствий обгоняющему автомобилю.
Для определения виноватого нужно ответить на вопросы:
- кто из водителей первым начал маневр?
- включил ли указатели поворота поворачивающий автомобиль?
- мог ли и должен ли был видеть водитель поворачивающего автомобиля в момент включения указателей поворота, что его обгоняют?
Без видеофиксации ДТП ответить на эти вопросы невозможно, а, следовательно, и определить кто виноват в ДТП при повороте налево. Чаще всего обоих водителей признают виновными в неосторожной езде.
ДТП при отсутствии разметки полос
Отсутствие на дороге разметки не означает отсутствие полос. В соответствии с п. 9.1 ПДД количество полос движения ТС определяется разметкой и знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Количество полос может обозначаться специальными знаками «Движение по полосам»: на синем фоне белые стрелки указывают разрешенное направление движения.
Перед тем, как повертывать водитель должен перестроится в крайнее левое положение на своей полосе, а если полос попутного направления несколько, то занять крайнее левое положение на попутном участке дороги, то есть прижаться к центру дороги, а при совершении маневра сразу выехать на встречную полосу. Центр дороги можно определить, мысленно разделив ширину проезжей части пополам.
Отсутствие разметки полос не освободит от наказания водителя, начавшего маневр из неправильного положения и спровоцировавшего ДТП.
ДТП при повороте налево под запрещающий знак
Знак, запрещающие поворот налево выглядит так:
Кроме него существуют знаки, предписывающие движение в определенном направлении:
В зоне действия этих знаков двигаться можно в направлении, указываемом стрелкой. Знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 запрещают левый поворот. При совершении поворота с нарушением требований знаков водителя ждет наказание по части 2 ст. 12.16 КоАП РФ в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей. Если эти действия приведут к ДТП, тот наказание виновному будет установлено в соответствии со ст.12.24 КоАП РФ
Схемы ДТП при повороте налево
Ниже приведены схемы распространенных случаев ДТП, которые происходят при повороте налево, при различных дорожных условиях.
Совершая поворот с дороги с односторонним движением красный автомобиль не перестроился заранее в крайнее левое положение, то есть на полосу движения синего автомобиля. Водитель синего автомобиля, начиная маневр, не убедился в его безопасности.
В данном случае знаки разрешают левый поворот с обоих полос. Но на перекрестке нанесена специальная разметка, предписывающая траекторию поворота. Белый автомобиль нарушил требования этой разметки, въехав на чужую полосу движения.
Красный автомобиль, при совершении левого поворота, обязан уступить дорогу встречному синему автомобилю, пересекающему перекресток в прямом направлении:
Выезжая на дорогу с односторонним движением водитель синего автомобиля не учел, что на такой дороге Правила разрешают занять любую полосу. Водитель красного автомобиля не выполнил требование о предварительном перестроении в крайнее левое положение.
Синий автомобиль не выполнил требование Правил занять крайнее правое положение на дороге после выполнения маневра и выехал на чужую полосу движения.
Красный автомобиль не учел наличие помехи движению справа.
Судебная практика
Решением от 29 ноября 2018 года Архангельского областного суда водитель признан виновным в том, что при совершении левого поворота со второстепенной дороги не уступил дорогу транспортному средству, движущемуся по главной.
28 ноября 2018 года Верховный суд Республики Татарстан вынес решение по делу № 7-1380/2018 о признании виновным водителя, совершившего левый поворот под запрещающий знак, и сбившего велосипедиста. Велосипедисту причинен вред здоровью средней тяжести. Водитель лишен права управлять ТС на полтора года.
Апелляционным постановление Московского городского суда от 27 ноября 2018 года по делу № 22-7897/2018 водитель признан виновным в нарушении ПДД, повлекших по неосторожности смерть человека.
Совершая левый поворот на Т-образный перекресток, в темное время суток, с включенным светом фар водитель совершил наезд на пешехода, пересекавшего проезжую часть, в результате чего тот скончался.
Водитель страдал заболеванием головного мозга, которое могло сопровождаться внезапными расстройствами сознания. Столкновение произошло вне зоны пешеходного перехода. Как жертва оказалась на проезжей части – установить не удалось.
Суд приговорил виновного к наказанию в виде лишения свободы условно и взыскал компенсацию морального вреда в пользу родственников погибшей.
28 ноября 2018 года по делу № 12-4241/18 Краснодарский краевой суд признал виновным водителя, совершившего наезд на пешехода, двигавшегося по пешеходному переходу, при выполнении левого поворота.
Решением от 27 ноября 2018 г. по делу № 21-2363/2018 Московский городской суд назначил наказание водителю, который при совершении левого поворота не включил световые указатели и не уступил дорогу транспортному средству, двигавшемуся в прямом попутном направлении, что привело к их столкновению.
Решением от 23 ноября 2018 г. по делу № 21-83/2018 Верховный суд Республики Калмыкия привлек к ответственности водителя, который начал выполнять левый поворот с крайней правой полосы и столкнулся с ТС, двигавшемся по левой полосе попутного направления. Водитель не выполнил требования Правил о предварительном перестроении в крайнее левое положение на своей части дороги.
Из выборки по делам о ДТП видно, что виновным в ДТП при левом повороте, как правило, признается водитель, выполнявший этот маневр.