Досудебная претензия в страховую компанию – обязательное условие разрешения возникшего со страховщиком спора. Она подается в СК, когда между сторонами договора страхования возникают разногласия. Какой срок рассмотрения досудебной претензии по ОСАГО? Что делать, если страховщик отказывается выполнять заявленные страхователем требования?
Зачем нужна досудебная претензия
Досудебная претензия – это юридический документ, призванный зафиксировать факт нарушения прав автора претензии, довести данный факт до нарушителя и потребовать восстановления нарушенных прав заявителя. В ней описываются обстоятельства, предшествующие нарушению права. Этим она схожа с судебным иском. Но претензия составляется лицом до обращения в суд. Она носит досудебный характер урегулирования возникших разногласий.
Обратите внимание!
Применительно к страховым отношениям по договору ОСАГО, досудебный порядок урегулирования спора между водителем-страхователем и компанией-страховщиком является обязательным.
При наличии разногласий между пострадавшей в ДТП стороной и СК относительно выполнения условий страхового соглашения по ОСАГО, пострадавшая сторона до обращения в суд обязана направить в адрес СК письменную претензию с описанием проблемы, требованиями к страховщику и документами, обосновывающим это требование, согласно ст. 16.1 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».
Когда нужно составлять претензию
Претензия составляется пострадавшей в ДТП стороной в любых случаях возникновения разногласий в отношении соблюдения условий договора страхования со стороны страховщика. Поводом для подачи претензии может послужить:
- отказ в выплате страхового возмещения или проведения восстановительного ремонта ТС;
- несогласие водителя с размером причиненного в ДТП ущерба или суммой страховой компенсации, которую намерена выплатить СК, занижение суммы ущерба;
- нарушение сроков выплаты страхового возмещения и возникшее в связи с этим право требования неустойки;
- нарушение СТО сроков проведения восстановительного ремонта;
- использование некачественных запчастей, выявление недостатков или нарушение иных условий проведения восстановительного ремонта.
Как правильно составить досудебную претензию
Законом не предусмотрено единой формы и бланка досудебной претензии в СК, которой должен придерживаться водитель. Она составляется в свободной форме с соблюдением общих правил деловой переписки.
Что в ней должно быть
В соответствии с п. 5.1 Правил ОСАГО, утв. Положением ЦБ № 431-П, в претензии, направляемой в адрес СК, обязательно должны быть указаны:
- полное наименование страховой компании;
- анкетные данные заявителя, адрес проживания, иные контакты;
- описание обстоятельств, которые побудили заявителя направить претензию;
- нарушенные права заявителя или неисполненные обязательства страховщика с отсылкой на положения нормативных актов, в том числе внутренние правила страхования в СК;
- перечень требований, предъявляемых к страховой компании;
- банковские реквизиты, на которые необходимо пересылать средства;
- указание на неизбежность судебного разбирательства, если заявленные в претензии требования не будут удовлетворены;
- дата/подпись заявителя.
Какие документы необходимы
Вместе с претензией заявитель должен направить оригиналы или удостоверенные у нотариуса копии следующих документов:
- паспорт или иной удостоверительный документ;
- документы о праве собственности на пострадавшее имущество: ПТС, договор купли-продажи. Либо о праве на получение возмещения повреждении ТС другого лица;
- протокол, постановление или определение о возбуждении, рассмотрении или отказе в рассмотрении дела об админнарушении;
- полис ОСАГО, если требование предъявляется к страховщику, продавшему полис виновнику ДТП;
- заключение эксперта о стоимостном выражении причиненного ущерба;
- медицинские документы, подтверждающие факт нанесения личного ущерба и степень утраты трудоспособности;
- иные документы в зависимости от ситуации, обосновывающие требования заявителя.
Досудебная претензия в страховую по ОСАГО: порядок подачи
Претензию следует направлять в СК:
- путем личной подачи документов в главный офис или ближайшее представительство страховщика по месту проживания. Требуется проставления на втором экземпляре претензии отметки с датой приема и номером регистрации во входящей корреспонденции;
- почтовым отправлением с описью вложений и уведомлением о вручении.
Обратите внимание!
И отметка на втором экземпляре, и уведомление о вручении будут свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования разногласий и потребуются для судебного разбирательства.
Образец досудебной претензии в страховую (ссылка)
Сроки подачи досудебной претензии по ОСАГО
Законом не урегулированы предельные сроки подачи досудебной претензии. Страхователь вправе обратиться к страховщику в любой момент, когда он считает, что СК не исполняет свои обязательства по договору. Но учитывая досудебный характер обращения и наличие предусмотренного законодательством срока исковой давности в 3 года по ст. 196 ГК, претензия должна быть направлена водителем в разумный срок до истечения 3 лет с запасом времени для подачи судебного иска.
Срок рассмотрения досудебной претензии по ОСАГО
На рассмотрение претензии страховщику предоставляется 10-дневный срок с момента регистрации обращения. За это время СК должна принять решение о выплате страхового возмещения, удовлетворении иных требований заявителя либо в отказе от их удовлетворения. Отказ в удовлетворении направляется в письменном виде с обоснованием позиции страховщика.
Что делать, если претензия не помогла
Если в 10-дневный срок после получения претензии ответа от страховой компании не последовало либо он не удовлетворил заявителя, тот праве:
- обратиться в суд с иском к страховой компании и взыскать с нее сумму возмещения, неустойку, штрафы, ущербы, а также причиненный моральный вред;
- обратиться с жалобой в Центробанк, как к надзорному органу;
- обратиться с жалобой в Роспоребнадзор, так как при покупке полиса страхователь признается потребителем;
- обратиться с жалобой в Российский союз автостраховщиков;
- обратиться с жалобой в прокуратуру.