Водителю важно видеть, что происходит на дороге. Поэтому закон определяет допустимый уровень светопропускаемости стекол. Требования касаются передних стекол, задние же можно тонировать даже «наглухо». В КоАП РФ предусмотрен штраф за тонировку. Что грозит нарушителю, расскажем в статье.
Штраф за полную тонировку автомобиля
Не так давно депутаты в очередной раз предложили поднять штраф за тонировку. Парламентарии хотят запретить тонировку всех легковых автомобилей, чтобы снизить террористическую угрозу. Однако пока санкция осталась прежней. В 2018 году за превышение норм светопропускаемости стекол водителей штрафуют на 500 руб.
Обратите внимание!
Для того чтобы инспекторы ГИБДД имели право оштрафовать водителя, автомобиль должен не соответствовать требованиям техрегламента о безопасности колесных транспортных средств.
Штраф за тонировку передних стекол
На данный момент штраф установлен только за тонировку лобового стекла, а также боковых передних. Задние стекла рядом с пассажирскими сидениями могут быть затонированы, как и заднее стекло.
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
Существует ГОСТ 32565-2013, который устанавливает требования к стеклу для наземного транспорта. Помимо характеристик, в нем содержатся правила замера затемнения.
В 2018 году светопропускаемость должна составлять не менее 70% для передней полусферы обзорных окон — лобового и передних боковых. Заднее можно затонировать на 100% (часто водители заклеивают его рекламой), но при условии, что есть боковые зеркала заднего вида.
Сверху на переднем стекле можно использовать светозащитную полоску шириной не более 140 мм. Также допускается применять крепление светозащитной полосы прозрачной цветной пленки. Светопропускание светозащитной полосы не нормируется.
Если ветровые стекла окрашены или тонированы, они не должны искажать восприятие водителем цветов: белого, желтого, красного, зеленого и голубого.
Нельзя использовать в автомобиле зеркальные стекла. На боковых и задних окнах транспортных средств категории M3 класса III могут быть занавески.
Обратите внимание!
Учтите, что изначально стекла автомобилей имеют не 100% пропускаемость света. Распространенный показатель — 95%. Если вы нанесете на него пленку со светопропускаемостью 70%, в остатке получится 65%, а это уже нарушение.
Как проверяют тонировку
Инспекторы ГИБДД используют тауметры следующих видов: Блик (самый часто встречающийся прибор, включая Блик+, Блик-Н), Свет, Тоник, Растр. Проверить светопропускаемость стекол уполномочен любой сотрудник ГИБДД.
Процедура должна происходить при определенных условиях:
- температура снаружи от —10С до +40С;
- влажность 60% с отклонением не более 20% в обе стороны;
- давление воздуха — от 86 до 106 КПа;
- отсутствие дождя, тумана, метели.
Если условия отличаются от рекомендованных, показания прибора могут быть неверными.
При проведении процедуры инспектор должен сделать следующее:
- предъявить автовладельцу прибор и документы на него;
- измерить тонировку тауметром трижды, записав среднее значение;
- занести результат в протокол и ознакомить с ними водителя.
Обратите внимание!
Инспектор должен замерить светопропускаемость в 3-х точках одного стекла, располагающихся внутри поля обзора. После этого высчитывается среднее арифметическое для 3-х полученных величин. Именно средний, а не максимальный показатель берется за итоговый.
Как избежать штрафа за тонировку стекол
Во время проверки могут быть допущены следующие нарушения:
- внешние условия не соответствуют норме для измерений;
- у тауметра нет пломбы, есть внешние дефекты;
- нет документов на прибор и подтверждений последней поверки;
- сама процедура прошла с нарушениями (например, был произведен 1 замер вместо 3 необходимых);
- инспектор вообще не использовал прибор, а определил слишком сильную тонировку на глаз.
Существует расхожее мнение о том, что для измерения светопропускаемости водитель должен проехать на пост ГИБДД. Вне стационарного поста проводить проверку не могут. Однако, с другой стороны, водитель, не совершивший никакого нарушения, не обязан следовать требованию полицейских.
100% возможность избежать наказания существует, если на посту ГИБДД нет тауметра или он неисправен. При этом оговаривается, что если, инспектору привезут тауметр, пока он общается с водителем, то он может измерить светопропускаемость.
Обратите внимание!
Повторное нарушение не ужесточает наказание. Если водителя снова остановят с тонировкой, его оштрафуют на 500 руб. Но в судебной практике есть случаи, когда водителей, которых останавливали множество раз, сажали под административный арест за злостное неповиновение. Однако в целом такое наказание не применяют.
Резюме
Водителей, использующих тонировку, можно понять. Это создает дополнительные удобства для автомобилиста и его пассажиров, защищает от солнца и автоворов. Но защитная пленка имеет существенные минусы. В ночные часы видимость значительно ухудшается, обзор ограничивается. Именно поэтому на федеральном уровне ввели правила тонирования автомобилей. Нужно сказать, что они распространяются только на лобовое и передние боковые стекла. Задние можно тонировать и закрывать занавесками.
Если у вас остались вопросы о штрафах за тонировку, задайте их нашим автоюристам в режиме онлайн. Они подскажут, в каких случаях водителю грозит санкция. К примеру, выписать штраф не могут, если не проводилась проверка с использованием тауметра.